Формат: очный
Дата: по мере набора группы
Продолжительность: 3 дня по 8 часов (перерыв на обед 1 час)
Стоимость: 7800 р.

Клуб голосового развития «Пой» совместно с компанией PSM Consulting CIS представляют трехдневный мастер-класс, посвященный управленческой работе в области культуры и искусства.

Вы — руководитель творческого коллектива, организатор фестиваля или конкурса? Хотите развивать дело Вашей жизни, но устали от бесконечной писанины и сложившаяся бюджетная система не позволяет?

Как выжить в условиях, когда финансирования не хватает даже на насущные проблемы, а заниматься коммерческой деятельностью вы не имеете возможности? Как в условиях постоянно растущих требований к отчетности и недостаточной помощи со стороны местных и федеральных органов государственного управления умудриться все-таки вести какие-то мероприятия, которые интересны вам и необходимы людям – и при этом не слечь с гастритом, гипертоническим кризом и другими расстройствами на почве профессионального выгорания? Как взаимодействовать с «тонкими и чувствительными натурами» мира искусства, у каждого из которых – свои уникальные таланты и уникальные же странности?

Всем этим аспектам вашей каждодневной работы посвящен трехдневный мастер-класс «Управление в культурной сфере». В течении трех дней мы будем рассматривать конкретные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в вашей деятельности, и подходы к их решению. В частности, будут затронуты следующие основные вопросы:

  1. Организация мероприятий: как повысить эффективность, когда ничего нельзя сделать с существующими ограничениями.
  2. Грантовая поддержка: что делать, когда не хватает собственного бюджета, а спонсоров искать негде.
  3. Психология управления: как научиться добиваться от людей большего, просто по-другому строя свое с ними взаимодействие, организуя общение и подавая информацию.

Все три дня мастер-класса будут насыщены практическими примерами, а также самостоятельной работой над реальными ситуациями.

Подробнее о каждом из блоков тем – смотри ниже.

Темы мастер-класса

Блок 1: Грантовая поддержка культурных мероприятий: как получить и что делать дальше

Если вы работаете в сфере культуры и искусства — будь то профессиональная деятельность по специальности, или увлечение, переросшее в дело всей жизни — то рано или поздно вы столкнетесь с дилеммой. Выходить на самоокупаемость, включаясь в конкуренцию рынка, достигая сиюминутных коммерчески оправданных результатов — или сосредоточиться на стратегических целях, внося вклад в культуру общества, получая результат в виде не материальной отдачи, а социального эффекта.

Проще говоря, либо ты зарабатываешь деньги и понемногу теряешь высокую цель и интерес к тому, что ты делаешь, либо работаешь на «лучшее будущее» и «благо людей» — и ходишь с дырой в кармане и постоянными мыслями о том, на что починить порванный баян.

Поскольку сочетать эти две вещи — коммерческую окупаемость и «высокую цель» — как в России, так и в любой другой стране — удается, увы, крайне редко. Поэтому для всех, кто выбрал своей основной деятельностью социокультурную сферу, важнейшим источником финансов является государственная и муниципальная поддержка: субсидии и гранты.

На сегодняшний момент в России действует ряд программ поддержки социально значимых проектов: гранты Президента РФ, гранты Министерства Культуры и субсидии некоторых местных департаментов культуры, гранты Федерального Агенства по делами маолодежи, гранты некоторых западных фонов (например, фонда Евразия и Open Society Foundation, программа Фулбрайта и так далее). Год от года это направление растет и совершенствуется, становясь все более организованным, прозрачным, доступным для грантополучателя. Однако многие руководители в культурной сфере до сих пор относятся с настороженностью к таким программам. Существуют мифы о том, что в грантовой сфере «все схвачено», и без влиятельного лобби получить поддержку невозможно; что подача заявки на грант требует глубоких специальных знаний в финансах и делопроизводстве; что грант — это долговая кабала, а отчетность по нему — каторга с огромным количеством бумажной волокиты.

Мы, ведущие этого мастер-класса, знакомые с грантовой сферой «с обеих сторон баррикад» — как представители организаций и предоставляющих, и получающих гранты, — утверждаем, что это не так. Если у вас есть официально оформленная некоммерческая организация, имеющая опыт реализации социальных проектов — вы можете получить грант на свои цели. Если внутри этой организации налажена грамотная система управления, нацеленная на результат — вы сможете реализовать свой грантовый проект. И если у вас все в порядке с бухгалтерией и делопроизводством — вы сможете отчитаться по нему в срок.

В ходе семинара вы узнаете:

  • как объяснить грантодателю, что ваш проект заслуживает поддержки;
  • почему грантовые организации отклоняют заявки и как этого избежать;
  • как разработать повторяемый проект: получив деньги один раз, в будущем получить их снова;
  • как правильно определять результаты проекта и достигать их;
  • какие методы и инструменты управления незаменимы в социокультурных проектах;
  • как грамотно распределить обязанности и ответственность внутри команды проекта;
  • почему начальные условия заявки — не приговор, или как изменить условия в процессе диалога с грантодателем;
  • как предупредить проблемы с отчетностью еще на этапе подачи заявки;
  • и другие важные подробности, основанные на практическом опыте работы с грантами.

Блок 2. Организация мероприятий: проектный подход

Каждый работник искусства и сферы культуры и образования в своей жизни сталкивался с необходимостью что-то  организовать и провести – будь то концерт, конкурс, гастроли коллектива, фестиваль и так далее. И каждый обязательно сталкивался с целым набором проблем, связанных со всевозможными внешними и внутренними ограничениями – бюджетными ограничениями, проблемами технического оснащения, проблемами «человеческого фактора», необходимостью сделать очень много в нереальные сроки…  При этом проблемы каждый раз разные, даже если вы работаете в одной и той же организации; каждое мероприятие – уникально. Люди, вынужденные заниматься управлением в данной области, стремятся найти к нему индивидуальный подход, используя личный талант, интуицию, опыт в схожих условиях. Однако общепринятой методологии, позволяющей управлять мероприятиями вне зависимости от их содержания, в этой сфере до сих пор нет. В то время как в других областях деятельности она существует уже много лет, и активно применяется в практически неизменном виде везде: от производства до IT, от ритейла до банковского сектора.

Она называется «проектное управление», или «управление проектами», и создана специально для управления в экстремальных условиях, когда:

  • нужно сделать не просто много, а неопределенно много: задачи могут оперативно меняться в процессе работы;
  • бюджет ограничен и требует обоснований «до лопаты и гвоздя»;
  • сроки — «позавчера»;
  • а главное — руководитель не имеет формальной власти над исполнителями, не может их ни премировать, ни уволить… а за все их промахи отвечает головой.

На Западе управление проектами давно и успешно используется в том числе в сфере культурных и социальных проектов. С ним знакомы и люди искусства, и культурные работники. Однако, согласно опросам, в России с этим инструментарием знакомо менее 1% музыкантов и лишь 8% руководителей в культурной среде, притом в очень ограниченном формате.

Мы предлагаем вам исправить этот досадный пробел в ходе нашего интерактивного мастер-класса, включающего большое количество самостоятельной работы, а также разбор типовых ошибок и практические рекомендации в приложении к Вашим конкретным проблемам.

На нашем мастер-классе вы:
  • узнаете, как применить данную методологию к проектам в сфере культуры;
  • получите представление об инструментах проектного менеджмента, которые из самых сложных задач делают простые, понятные и измеримые;
  • научитесь составлять реалистичную смету, планировать сроки и грамотно оценивать риски проекта;
  • сможете в практических упражнениях применить эти методы к своим собственным проектам (опишите их заранее и возьмите с собой на тренинг).

Блок 3. Психология управления в культурной сфере

Если вы организуете культурные мероприятия, или планируете этим заниматься — вы представляете, со сколькими людьми приходится общаться лично, чтобы устроить даже небольшой разовый концерт:

  • артисты, в массе своей — творческие личности, которых нужно держать в рамках и в то же время вдохновлять, поддерживать, мотивировать;
  • спонсоры, которые помогают деньгами, помещением, чем-то еще — закономерно требующие подсчета расходов, предоставления отчетов по каждому движению, скрупулезно согласующие каждое изменение в проекте мероприятия;
  • помощники и волонтеры — которым нужна постановка задачи в понятной для них форме

— а еще работники транспортных компаний, рекламных и полиграфических фирм, и прочее, и прочее. Вероятно, профессиональное управление мероприятиями — один из самых насыщенных деловой коммуникацией видов работы. Причем коммуникацией крайне ответственной. Иногда судьба целого проекта и занятых в нем людей зависит от одного важного разговора или письма.

У кого-то находить общий язык с коллегами и партнерами получается лучше, у кого-то хуже. Но даже самый коммуникабельный и опытный организатор иногда оказывается в ситуации, когда собеседник — будто нарочно— не слышит или воспринимает в штыки все сказанное, придирается к мелочам или отвлекается на что-то, не относящееся к делу.

Отчего так происходит? Оттого, что наш собеседник — плохой, невоспитанный, недалекий человек? Как правило, нет. Всему виной — базовые психологические различия между людьми, заставляющие их совершенно по-разному воспринимать и обрабатывать информацию.

Эти различия легли в основу типологии, разработанной К.Г. Юнгом, и продолженной его последователями. С ее помощью можно определить психотип своего собеседника прямо в ходе разговора, и подстроиться под его восприятие — с целью сделать общение максимально эффективным и комфортным для обеих сторон.

В ходе мастер-класса вы не только получите представление о том, как различные люди взаимодействуют с информацией — но и сможете на практических примерах отработать навыки подстройки к их психологическим особенностям, освоив приемы «разговора на чужом языке».

Это дает возможность решить три основные задачи, с которыми сталкивается организатор в ходе подготовки мероприятия:

  1. Грамотное делегирование обязанностей. Вы будете гораздо лучше понимать своих сотрудников и помощников (да и самого себя тоже!), будете знать их сильные и слабые стороны, и представлять, какие работы кому стоит поручать — вместо того чтобы действовать методом проб и дорого обходящихся ошибок.
  2. Построение эффективной системы мотивации. Вы узнаете, как «зажечь» своей идеей всю команду, так, чтобы каждый выполнял задания с минимальными затратами усилий с вашей стороны. И как свести к минимуму риск того, что кто-то из ключевых участников покинет проект в самом его разгаре.
  3. Общение с заказчиками/спонсорами/вышестоящими структурами. Вы научитесь обращаться за поддержкой с максимальными шансами на успех и отчитываться о работе так, чтобы выступать в выгодном свете в глазах каждого конкретного адресата.

Работа с психотипами – универсальная методология, не требующая «подгонки» по специфике области деятельности. За время нашей работы в управлении проектами и мероприятиями мы применяли эти методы в самых различных областях – начиная от бизнес-консультирования крупных коммерческих компаний и холдингов, и заканчивая организацией концертов и культурных фестивалей. Более того, 80% наших клиентов, прошедших курс (IT-специалистов и медиков, музыкантов и банковских работников, руководителей производственных фирм и салонов красоты, и многих, многих других) сообщают нам, что с помощью полученных знаний смогли наладить не только взаимоотношения в коллективе, но и личные отношения с семьей и друзьями.

Ведущие

Марина Грашина

Основатель и ведущий методист PSM Consulting CIS – одной из первых компаний, еще в конце 90-х принесшей в российскую бизнес среду методологию проектного менеджмента.

Сертифицированный менеджер проектов (PMP), член PMI USA (Project Management Institute USA) и Российской Ассоциации по Управлению Проектами (СОВНЕТ). С 1996 по 2001 гг. работала в качестве Менеджера проекта, а позднее Главы российского офиса Международной Программы подготовки управленческих кадров для России в государственном и частном секторе (YDFP, часть программы «5 тысяч менеджеров», иначе – «Ельцинские», а потом «Путинские стипендиаты»).

Имеет 20-летний опыт работы в сфере проектного менеджмента и международного сотрудничества; в течение 15 лет ведет практические семинары и тренинги в данной области. Среди клиентов — Альфа-банк, Билайн (Вымпелком), Мегафон, Сибнефть, DHL, банк ВТБ24 и более десятка других.

Автор одного из первых русских переводов стандарта по Управлению Проектами PM-BoK. Один из инициаторов создания первого российского ГОСТ Р по управлению проектами (ГОСТ Р 52807-2007 Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов).

Одновременно с этим Марина — певица со сценическим стажем 30 лет (от детского ансамбля «Гренадита» к собственной фолк-рок-группе «Календарь», и далее к академической сцене), выпускница Московского колледжа импровизационной музыки, композитор, поэт, член Союза писателей России, автор 5 студийных музыкальных альбомов. В 2013 году основала и возглавила Клуб голосового развития «Пой», работающий в сфере обучения пению, ораторскому искусству, актерскому мастерству, а также преподаванию вокальных и хоровых дисциплин.

Являясь основателем Благотворительного Фонда развития традиционной культуры, с 2001 года занимается организацией, проведением и поддержкой музыкальных и других культурных мероприятий. Среди них: «Музыка Нордов» (2001); «Дни Святослава» (2001-2002); «Календарь» — цикл малых фестивалей (2006), «Folko’ворот» — цикл малых фестивалей (2007 — 2010), «Концерты-беседы» (2010 — 2011), концерт академического вокала «Право голоса» (2016), театрализованная музыкальная постановка «Россия на стыке эпох. Культурные острова» (2018).

Роман Тихомиров

Работал в административно-технической сфере в компаниях PSM Consulting, СК Градиент, LLC Nanoflash. Пройдя учебные курсы в области проектного менеджмента, с 2005 года работает в области управления проектами. Основной профиль — организация мероприятий, концертов, фестивалей, open-air, корпоративных форумов, тренингов и игр.

С ноября 2012 года на постоянной и контрактной основе занимал должность технического директора в таких компаниях, как «Технология Игр», Ассоциация предприятий индустрии детских товаров, агентство маркетинговых коммуникаций «Аэростат», Управляющая компания «Праздничный сервис», ООО «Генератор событий».

Участвовал в команде нескольких десятков проектов корпоративных мероприятий таких компаний, как: «Индезит», «Ферреро», «МТС», «World Class», «Unilever», «Сбербанк», «Банк Петрокоммерц», «Фаберлик» и др. Возглавлял техническую дирекцию таких федеральных и международных проектов, как: «Конференция «Ясный ум», «Международный коучинг-конгресс ICC», «World Robot Olympiad 2014», «Всероссийская неделя охраны труда».

На текущий момент времени является: техническим директором спортивного форума «Россия — спортивная держава!» и управляющим партнером компании «West Show Production».

«… я сменил множество сфер: IT и строительство, рекламу и безопасность, фармацевтику и туризм. И будучи по первому своему образованию математиком я не мог не разглядеть существование общих элементов в настолько разных сферах. Когда я начал копать эту тему я познакомился с директором PSM Consulting CIS Мариной Грашиной. Пройдя под её руководством несколько тренингов по проектному менеджменту, стало понятно какой именно инструмент я искал для своей работы. Управление проектами — это универсальная методология, которую можно применять где угодно. Используя эти методы, можно значительно сокращать издержки и улучшать итоговые результаты вне зависимости от того, запускаешь ты новую технологическую линию на производстве, или собираешься отстроить и открыть ресторан.

Продолжая свои поиски, в 2012 году я пришел в профессиональный ивент. Моим первым мероприятием был новогодний корпоратив всего на 200 участников, но уже сразу с цирковыми артистами, группами «Ногу свело» и «Плазма», ледовыми скульптурами в помещении и т.д. Сейчас я уже не могу сказать, в организации скольких мероприятий я принимал участие. Сбился со счета. И на сегодняшний день продолжаю работать в той же сфере, и вряд ли уже смогу её покинуть…

…При организации мероприятия не пытайтесь объять необъятное, «хочешь хорошо – сделай сам» у нас не применимо. При помощи WBS проекта определите для себя как распределить роли в проектной группе и кого вам в ней не хватает. Делегируйте…

…На ближайшем семинаре разберем конкретные примеры из области организации мероприятий, чтобы показать, как именно решались с помощью проектного менеджмента типичные задачи, встающие перед организатором. И что более важно, какие ошибки были допущены и какие последствия они имели, когда этими инструментами пренебрегали. Этот опыт станет полезен всем, кто хочет создавать свои мероприятия или эффективно работать в командах крупных проектов.»

Ольга Тихомирова

Федеральный эксперт Всероссийского конкурса грантов Росмолодежи с 2017 года. Координатор волонтерских программ с большим опытом.

В 2016-2017 году работала специалистом конкурса Поддержки развития деятельности студенческих объединений Минобразования России.

С 2018 года – специалист Комитета общественных связей города Москвы, сфера деятельности – организационно-экономическое обеспечение социально значимых проектов и благотворительной деятельности. Куратор социальных проектов, участвующих в конкурсе субсидий Комитета общественных связей города Москвы.

«… В своей деятельности эксперту, оценивающему заявки на конкурсы, приходится сталкиваться с сотней проектов, которые нужно оценить по десятку и более критериев. Если вы пишете заявку, то она должна быть понятна на только вам, но и любому человеку, кому бы вы ни решились ее показать. Не зарывайте социальную значимость проекта в кучу ненужных слов о соответствии законодательству. Обозначьте главное и что вы хотите сделать, чтобы внести позитивные изменения в некую часть жизни, какие будут результаты и перспективы у Проекта – все должно быть предельно понятно, емко и лаконично. Тогда ваш проект имеет большие шансы на успех.

На ближайшем семинаре мы разберем требования и рекомендации к заполнению заявок на получение грантов различных уровней (на основе понятийного аппарата), детальную проработку проектов и типичные ошибки при заполнении заявок».

Наталья Обухова

Менеджер высшего звена. Имеет многолетний опыт работы в области  проектного менеджмента. На базе Учебного Центра «Трейнинг Лайн» организовала в России сдачу первого сертифицированного экзамена на статус PMP (Project Management Professional), который был проведен в России в 2000 году Майклом Ньюэлом – членом американского института PMI USA – (Project Management Institute USA).

Неоднократно входила в  экспертные советы всероссийских  конкурсов по  региональной и муниципальной информатизации, такие как «Лучшие практики региональной информатизации», «Лучший регион в сфере ИКТ, а так же Премии Рунета  на присуждение национальной премии за вклад в развитие российского сегмента сети Интернет, в номинации «Государство и общество».

Имеет опыт работы с грантами по подготовки отчетной документации, в том числе гранта фонда Евразия по основному направлению: «Государственное управление и местное самоуправление. Методология и практические рекомендации по построению автоматизированных систем трансформирующихся государственных предприятий».

«…В нашем мастер-классе я расскажу, как правильно планировать работу, предоставить правильную документацию, подготовить необходимые материалы и подойти к окончанию отчетного периода ПЛАВНО — то есть без внезапных осознаний того, что впереди гора работы, которая должна быть сделана даже не вчера, а два месяца назад, без приписок задним числом, без нервотрепки и срочного вызова исполнителей во внеурочное время, — как к естественному и логичному завершению жизненного цикла проекта».

Программа мастер-класса

День 1

Введение. Знакомство.

Грантовые проекты: проблемы и решения. Семинар (3 часа + перерыв 1 час)

Требования грантодателей

  • Основная терминология.
  • Ответы на какие вопросы должны присутствовать в заявке на грант?
  • Тема и актуальность.
  • Цель и задачи. Технология достижения целей по SMART
  • Методы реализации.
  • Целевые аудитории.
  • Результаты и критерии эффективности.
  • Критерии оценки проектов – с позиции экспертов, оценивающих заявки
  • Наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются участники конкурсов при подаче заявок, и, соответственно, эксперты – при их оценке

Инструменты управления в грантовых проектах

  • Управление, ориентированное на результат: главная методология, которой пользуются грантодатели
  • Цепь результатов и разработка показателей проекта
    • Результат и продукт (непосредственный выход)
    • Ориентация на задачи и ориентация на результат
    • Показатели результатов: как их строить, оценивать, корректировать
  • Результат, продукт и задачи в грантовом проекте
  • Международный и отечественный опыт реализации социокультурных проектов последних 20 лет

Управление мероприятиями: проблемы и решения. Мастер-класс (4 часа)

Организация мероприятий: с чего надо начинать

  • Ключевые концепции и основы методологии в приложении к социальной, образовательной и культурной деятельности
  • Работа с заинтересованными участниками проекта: что кому нужно и почему

Упражнение по построению поля сил, описание критериев успешности

  • Определение содержания: что мы делаем и зачем

Упражнение по описанию содержания проекта

Проблемные области в организации мероприятий: разбор основных ошибок

  • Результаты и продукты. Как не забыть, для чего мы на самом деле все это делаем.
  • Работа с заинтересованными участниками. Основные ошибки и «проколы», примеры из практики.
День 2.

Управления мероприятиями: инструменты планирования. Мастер-класс (7 часов, включая перерыв 1 час)

Описание работ проекта

  • как разбить сложную задачу на простые — структурная декомпозиция работ.

Упражнение по разработке структурной декомпозиции работ проекта

Управление расписанием проекта

  • как располагать работы вашего проекта в последовательности (сетевые диаграммы);
  • составление расписание как повторяющийся процесс;
  • какие работы важнее всего выполнить в срок —вычисление критического пути.

Упражнение по разработке сетевой диаграммы, оценке критического пути и и оценке продолжительности для проекта

Планирование проектных рисков

  • что может случиться плохого — определение риска в проекте;
  • оценка риска;
  • реагирование на риски;
  • контроль реагирования на риски.

Упражнение по определению и качественной оценке рисков проекта, а также разработке мер реагирования на наиболее серьезные риски.

Основные ошибки планирования мероприятий (1 час)

  • Декомпозиция работ – для чего она нужна. Как обычно на практике определяют работы проекта и что из этого получается.
  • Делегирование полномочий и ответственности. Типовые ошибки, рекомендации по устранению.

Практические рекомендации: опыт выполнения конкретных грантовых проектов. Документы планирования и отчетности (1 час)

  • Первоначальные документы планирования
  • Делегирование и контроль. Распределение ответственности
  • Календарное планирование, отчетность и контроль
  • Промежуточные результаты, их оценка и отчетность
  • Корректировка проекта по ходу реализации. Диалог с грантодателем
  • Формы, примеры документов
День 3

Психология управления в организации мероприятий (9 часов, включая перерыв 1 час)

Типология К. Г. Юнга. Психические функции и их расположение по шкалам в работе последователей Юнга – в типологии Майерс-Бриггс

Задания на практическое взаимодействие, изучение признаков шкал. Пояснения на практических примерах.

Определение психологических особенностей участников мастер-класса

Задание: Проективная методика по определению собственного темперамента по Майерс-Бриггс. Как быстро определять психотип другого человека. Изучение особенностей восприятия представителей психотипов.

Уточнение темперамента. Углубленное рассмотрение психотипа

Различия внутри групп: 4 разновидности каждого темперамента

Как определить психотип собеседника еще быстрее и точнее. Комбинирование типологий

Задание: Презентация проекта другим психотипам. Фиксация обратной связи от непосредственных «носителей»: «Как со мной говорить, чтобы быть правильно понятым и добиться результата».