В этой небольшой статье я делаю попытку объяснить трудности, с которыми сталкиваются вокалисты и вокальные педагоги в процессе передачи информации, с точки зрения одного из полезнейших инструментов практической психологии — типологии личности. Эта система объясняет базовые психологические различия между людьми в области восприятия, обработки и применения информации, и дает ответы на многие вопросы в области профессионального общения. Почему блестящие певцы редко становятся хорошими вокальными педагогами? Почему система и методика обучения вокалу как таковая — исключение, а не правило в современной профессиональной среде? Чем уникален ФМРГ и за счет чего это достигнуто? Впрочем, обо всем по порядку…
Несколько слов о типологии личности
Великий философ нашего века, швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, которого без преувеличения можно назвать «отцом» современной психологии, в начале 1900-ых годов предложил основы системы, которая позже стала известна как «система типологии личности».
Если очень кратко, для совсем незнакомого с данной системой человека излагать базовые принципы, положенные Юнгом в основу своей работы, то их можно свести всего лишь к двум основным постулатам:
• Всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего мира, либо стремится от них абстрагироваться;
• Сознательное психическое есть средство для адаптации и ориентации и состоит из ряда различных психических функций. Среди них можно выделить четыре основных: ощущение (S), мышление (T), чувство (F), интуиция (N).
В соответствии с первым принципом, Юнг разделил всех людей на экстравертов (E), обладающих типом установки, направленной на восприятие окружающего мира, и интравертов (I), установка которых в первую очередь направлена «вглубь себя».
Второй принцип позволил Юнгу выделить четыре основных психических функции людей:
«В ощущение я включаю все восприятие с помощью чувственных органов; под мышлением я имею в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических заключений; чувство — функция субъективной оценки; интуицию я понимаю как восприятие с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний.»
По Юнгу, четыре функции не сводимы друг к другу и присутствуют в человеке независимо: для целостного формирования индивида необходимы все четыре. Однако у нормального, социального человека какие-то две из четырех функций обычно доминируют, причем происходит это в парах: S-N и T-F.
Юнг, как это было ему свойственно (и как это вообще свойственно представителям его психотипа), не довел свою разработку до реально функционирующей практической модели: ему был интересен сам принцип. Это сделали его ученики.
Так в середине 20-го века появилась так называемая типология личности Майерс-Бриггс. Для полноты картины, Майерс-Бриггс к трем шкалам Юнга (E-I, S-N, T-F) добавили четвертую — шкалу практических действий P-J, определяющую, что является для человека абсолютной ценностью: получение конкретного результата и направленность на это или сам процесс достижения результата (пресловутая способность находиться «здесь и сейчас»). На основании получившихся четырех шкал, Майерс-Бриггс получили 16 психотипов личности, которые в практических целях были объединены ими в четыре основных группы: так возникли четыре «темперамента» по Майерс-Бриггс.
NT — стратег, человек, видящий перспективу и нацеленный на нее, вычленяющий общие принципы и испытывающий проблемы с конкретной фактологией;
NF — мотиватор, человек, «живущий чувствами», ориентированный на людей, отменный манипулятор, психолог «от природы»;
SP — адаптор, антикризисный управляющий, гедонист, умеющий радоваться жизни во всех её проявлениях, создатель и разработчик многофункциональных и поливариантных систем;
SJ — хранитель, организатор, контролер, держатель традиций и создатель стандартов и правил, любитель графиков, инструкций и точно поставленных задач.
Еще дальше пошли уже в конце 20-го —начале 21-го века создатели и популяризаторы системы под названием «соционика». Если Майерс-Бриггс были важны ТИПАЖИ людей, в первую очередь с точки зрения нахождения для них наилучшего профессионального соответствия, то социоников заинтересовала ЛИЧНОСТЬ. В рамках соционики все 16 психотипов обрели свои «имена», художественные образы, были сформулированы типы взаимодействий и взаимоотношений между всеми 16-тью типами, были вычленены их предпочтения в жизни, их болевые точки, их наиболее сильные стороны и т. д.
При всей своей вариабельности, и типология Майерс-Бриггс, и соционика выполняют вполне конкретную функцию.
Типология Майерс-Бриггс — в первую очередь, инструмент профориентации, удобное подспорье для менеджеров по человеческим ресурсам крупных корпораций.
Соционика — по сути, нечто вроде системы ролевых описаний, породившая и поддерживающая так называемый фандом — то есть целый пласт художественного, литературного и прочего творчества приверженцев данной «картины мира», такого же рода, как то, что возникает вокруг известных литературных произведений («Властелин колец» Толкиена, «Гарри Поттер» и так далее).
И ту, и другую систему люди в основном используют для того, чтобы находить себе оправдания в отношении того, почему они чего-то не умеют, не хотят или не могут делать — так же, как недостаточно грамотные потребители услуг астрологов используют знания о собственной астрологической карте.
Однако на самом деле типология Юнга предоставляет гораздо более богатые возможности, как с точки зрения понимания направления собственного развития, так и с точки зрения анализа окружающего мира.
В частности, данная типология очень многое может поведать о том, как именно идет процесс обучения с обоих сторон — как со стороны учащегося, так и со стороны учителя. И в данном случае система обучения вокальному искусству по ряду причин представляется нам одним из самых ярких примеров того, как от способности или неспособности людей понимать друг друга зависит по сути дела история развития определенных областей культуры…
Великий певец, властитель дум толпы: кто он по психотипу?
Я помню, ка во время первого нашего разговора с Виктором Вадимовичем Емельяновым он мне сказал: «Я был плохим актером. На самом деле хороший актер — это тот, кто любит только себя…»
Оставим на совести биографов оценку актерских способностей Виктора Вадимовича — на мой взгляд, в его случае имел место наглядный пример того, как отсутствие некоторой функции удается успешно компенсировать длительной и скрупулезной проработкой другой, но об этом чуть позже. Сейчас я хотела бы обратить внимание читателя на приведенную выше очень с моей стороны ёмкую характеристику НАСТОЯЩЕГО актера — или, что важнее для нашего случая, профессионального певца.
Итак, человек, «который любит только себя». Уберем некоторый негативный оттенок с этого определения и попробуем вычленить объективное зерно. Актер — человек, который…. ЛЮБИТ. И местоимение «себя» в данном случае — лишнее для понимания картины. Тот, кому знакомо это состояние, либо по себе, либо по наблюдениям за кем-то, меня поймет: ЛЮБИТЬ обычно не получается в какую-то конкретную сторону. Эта функция представляет нечто единое и действует сразу во все стороны: человек находится в потоке, он любит себя, и других, и даже мироздание… Говоря другими словами, актер и профессиональный вокалист — это человек, который ЧУВСТВУЕТ себя и других людей.
Прежде, чем двигаться дальше, избавимся от неоднозначных терминов «любить» и «чувствовать» и заменим их гораздо более понятной юнгианской F—ной функцией: функцией субъективной оценки.
Вообще, нам, людям противоположной функции — Т, по Юнгу (а к ним отношусь и я, и Виктор Вадимович Емельянов, и сам Карл Густав Юнг: действительно, какой человек, умеющий ЧУВСТВОВАТЬ других людей, будет придумывать для этого целую науку — психологию? Это, несомненно, подспорье для людей, у которых F-ная функция развита плохо), не так просто непредвзято относиться к людям с сильной F-ной функцией и ее проявлениям. Они кажутся нам чересчур мнительными, импульсивными, неразумными, эгоистичными; да что далеко ходить за примерами — знаменитая американская писательница русского происхождения Эйн Рэнд в своей книге «Согбенный Атлант» так прямо и написала, что люди с развитой F-ной функцией (в ее интерпретации — те, кто руководствуется при принятии решений не разумом и логикой, а эмоциями и оценочными суждениями) идут по пути саморазрушения, а стало быть, гуманнее было бы прервать их существование чем раньше, тем лучше… И все же попробуем объективно сформулировать, что значит слово «субъективный».
Субъективная оценка — это прежде всего такая оценка, в которой есть и чувствуется что-то личное. Оценочные суждения, базирующиеся на личном отношении. Причем это «личное» может быть твое, а может быть и какого-то другого человека — скажем, композитора, автора исполняемого тобой произведения…
И действительно, что мы говорим о хорошем, по-настоящему хорошем певце? Его голос «трогает за душу», он «проникновенный», «теплый»; хороший актер и вокалист может заставить слушателя плакать и смеяться вместе с ним, он умеет играть на чувствах каждого конкретного человека и всей аудитории слушателей, он умеет почувствовать и передать, что хотел вложить в свое произведение композитор…. Пусть даже он не сможет объяснить, как именно он это делает.
Теперь попробуем определить другую букву, которая даст нам возможность установить полный психотип «классического» выдающегося вокалиста. Итак, кто же он: человек, стремящийся к фактологической точности, к деталям, к конкретике — или тот, кто способен уловить общую картину, общее настроение, общий «дух», иногда вообще не обращая внимания на детали, по крайней мере на этапе исполнения, стоя на сцене?
Безусловно, второе.
Итак, мы приходим к выводу, что самый успешный, самый хорошо принимаемый публикой психотип для хорошего певца — это психотип NF. Человек, думающий о людях и умеющий их чувствовать, человек, воспринимающий чувства на уровне волны, способный находиться в этом потоке, создавать его самостоятельно и направлять его на других людей, человек, умеющий воплотить образ без лишней рационализации и методических рекомендаций — в силу собственного феноменального чутья…
Это прекрасно для исполнителя, и это прекрасно для его слушателей. Именно эти люди испокон века устанавливали стандарты вокального мастерства и формировали вкус аудитории. Но посмотрим на другую сторону монеты — что же это дает нам в ученом процессе? ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ЭТОГО ПСИХОТИПА СПУСКАЕТСЯ СО СЦЕНЫ И НАЧИНАЕТ УЧИТЬ ВОКАЛИСТОВ?
И вот певец становится преподавателем: «чувство» против фактологии
Виктор Вадимович на своем сайте пишет: «моя обучающая программа появилась не благодаря моему образованию, а вопреки ему.» И дальше: «Как осознание неэффективности учебного процесса и поиска причин этой неэффективности.» И лично от него, и от профессиональных певцов, учащихся по его системе и при этом
имеющих непосредственный опыт столкновения с так называемой «классической вокальной педагогикой» (например, от Андрея Крутова, преподавателя нашего Клуба, имеющего два высших музыкальных образования), я неоднократно слышала об «общей мистификации вокально-педагогического процесса». Мне повезло: я избежала столкновения с «классической вокальной педагогикой». Но даже мне в рамках обучения в Московском Колледже Импровизационной музыки, при всем моем восхищении и благодарности к данному заведению, чудесных воспоминаниях о первоклассно поставленном обучении сольфеджио, теории музыки, джазовой импровизации, ансамблю, в обучении вокалу пришлось пройти через то же самое: «Округлите мягкое нёбо», «Пойте так, как будто вы держите во рту горячую картофелину (как прекрасно отвечает на это Виктор Вадимович, «Единственный образ, связанный у меня с картошкой — холодная картошечка с селедочкой и луком. И никаких других реакций, кроме усиленного слюноотделения, этот образ у меня не вызывает»); пойте ближе (глубже, перед носом, в переносицу, из копчика, нужное подчеркнуть), обоприте голос на дыхание… Чудесные рекомендации, которые невозможно выполнить буквально.
В чем же причина такого феномена? Все объясняется крайне просто. Тот самый психотип NF, который творил чудеса со зрителями на сцене, попав в аудиторию, продолжает действовать доступными ему методами. А доступно ему две вещи: образы и чувства: те, которые испытывает он сам и то, как он чувствует ученика. Образы — это «чистая литература», как выражается тот же Виктор Вадимович: у них нет прямого методического обоснования, они имеют ПЕРЕНОСНОЕ значение (любому минимально смыслящему в физиологии человеку понятно, что напрямую, осознанно управлять мышцами, поднимающими мягкое небо, невозможно, так же, как произвольно выделить из надпочечников капельку адреналина, или усилием воли прекратить кишечные колики). У ученика нет понимания того, ЧТО ЖЕ КОНКРЕТНО НАДО ДЕЛАТЬ. Что же касается чувств, то до тех пор, пока ученик имеет со своей стороны соответствующий психотип, все идет прекрасно. Он «ловит исходящую от учителя волну», понимает его образы, понимает то, что учитель НЕ говорит, талантливо копирует, слушает собственные ощущения и собственное тело и в итоге добивается желаемого. И это — распространенное явление, потому что люди, идущие в высшие музыкальные учебные заведения, очень часто имеют тот же психотип, NF, в худшем случае — NT, который не так способен «ловить волну», но так же хорошо воспринимает образы. И в итоге на протяжении веков певческая традиция передается из рук в руки, и вправду производя впечатление чего-то глубоко магического, недоступного простому смертному; помилуйте, о каком рациональном подходе, о какой методологической проработке, о какой научной системе можно говорить в мире высокого искусства?
Оказывается — можно. Изредка, но среди учащихся музыкальных ВУЗов попадаются непонятно каким образом забредшие туда SТP, которым полагается заниматься дизайном и проектированием, информационными технологиями, сложными инженерными системами, ну в редком случае, если они еще и экстраверты — созданием трактатов по военной тактике. В девяносто девяти случаях из ста в конечном итоге такой человек выйдет из ВУЗа с диагнозом «у вас нет таланта к пению» и забудет о музыке, разочаровавшись в ней, или будет продолжать петь дома под гитару для себя и близких. Но в одном случае из ста этот человек окажется на диво упрямым. Он сменит полдюжины педагогов, получит среднее, а затем высшее музыкальное образование, будет 40 лет экспериментировать во всех связанных с голосом областях, от физиологии до биоакустики, кропотливо собирая фактологию… А потом — родится Фонопедический метод развития голоса.
ФМРГ: порождение «от противного»
ФМРГ придуман SP — человеком, живущим в мире фактов, в мире конкретных, описываемых и измеримых параметров. ФМРГ придуман человеком с развитой Т-функцией: рационально мыслящим, не полагающимся в своей деятельности на эмоции: только на абсолютно объективные ощущения своего тела.
И, как показывает практика, именно такой подход получается универсальным!
Работа голосового аппарата разложена на составные части и изучена по частям и системно, во всем многообразии возможных вариантов — накопление статистики возможного продолжается по сей день. То, что вычленено в методике в качестве приемов, сводится к нескольким элементарным действиям, доступным любому человеку вне зависимости от его способностей, умственных и музыкальных, кроме единичных случаев людей с серьезными дефектами психики, не поддающимися лечению. Все задания РАЦИОНАЛЬНЫ, понятны и буквальны: если нужно издать какой-то звук, тебе четко, ясно и подробно объясняют не только что именно надо делать при этом с губами, шеей, языком, челюстью, но и чего делать КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ… И — никаких иносказаний. Только четкие, понятные, конкретные указания к действию.
Я не берусь утверждать, что ФМРГ уникален. Определенные элементы системы позаимствованы из самых различных областей и у самых различных специалистов самого разного профиля. Уникален сам подход, и я думаю, что именно за ним будущее обучения, и, возможно, не только в области вокального исполнительства, но и в других областях деятельности, где рациональное чудесным образом сталкивается с иррациональным.
Вдумайтесь: и я, и мой коллега Андрей Крутов — очень яркие представители психотипа NT, люди, живущие образами, общими принципами, не очень способные читать слишком длинные и насыщенные фактологией тексты, способные уловить какую-нибудь идею «на лету» и, с точки зрения наблюдающих нас SP, способные изъясняться междометиями и при этом прекрасно понимать друг друга. И при этом мы оба находим ФМРГ исключительно подходящим методом, не вызывающим у нас отторжения. Мне доподлинно знакомы как минимум двое NF-ов, являющихся учениками Емельянова и, будучи неспособными передавать рациональную основу метода, при этом прекрасно улавливающие его смысл и способные передать его ученикам…. Почему так получилось? Почему не сработал обратный принцип — как SP не смог учиться у NF-а, так и NF не может принять построения SP?
Потому что, по большому счету, каждый человек — маг, когда он занимается СВОИМ ДЕЛОМ. А дело высокоразвитого SP — это создание методики, или — далее — методологии. Целостной и законченной системы, в которой все выверено и каждая деталь находится на своем месте. Каким образом пользоваться этой системой, каким моментам уделять повышенное внимание, а какие ясны без дополнительных комментариев — уже дело «конечного пользователя» методики. По сути, система, созданная SP, подобна математическому выражению для описания ОБЩЕГО случая какого-либо явления: в нем предусмотрено все, оно максимально гибко за счет коэффициентов, способных принимать значения от нуля до бесконечности. В случае нулевых коэффициентов при некоторых элементах мы получаем ЧАСТНЫЙ случай явления, удобный для использования человеком определенного психотипа. Приведем более тривиальную аналогию: продукция компании Apple, известная своей универсальностью и простотой в обращении, не требующая от пользователя никаких дополнительных навыков, кроме способности выполнять пошаговые инструкции и нажимать на кнопки, предоставляющая в каждый момент — дома, в дороге или на работе — легкий и удобный доступ к миллионам функций: от игр и развлечений до ведения бизнеса, от бронирования авиабилетов до поздравления знакомых с праздниками. Разумеется, ни один человек в мире не может и не станет использовать ВСЕ приложения для iPhone — но смысл не в этом. Важна сама ВОЗМОЖНОСТЬ освоить понадобившуюся функцию в кратчайший срок (в идеале — интуитивно на ходу) и начать пользоваться ею без долгого и нудного анализа технических требований и изучения инструкций, а по ходу процесса не столкнуться с непредвиденными трудностями. Именно за эту универсальность и продуманность представители психотипа NТ (да и NF, во многих случаях не уступающего NT в стремительности) ценят телефоны, планшеты и компьютеры Apple — созданные, без сомнения, людьми SP.
Мой коллега Андрей Крутов мудрее меня. Один раз в наших бесконечных обсуждениях дальнейших направлений развития нашей работы (читай — куда еще можно направить работу с ФМРГ и к чему еще ее можно приложить) сказал одну очень важную на мой взгляд вещь…
Можно выдать человеку образ и попытаться сделать так, чтобы он «снял» его с вас. И это даже может получиться, если между вами существует психологический резонанс и у вас похожий способ получения и обработки информации.
Но гораздо более эффективно задать человеку последовательность простейших физических действий, выполняя которые он обязательно САМ ПРИДЕТ К ПОЯВЛЕНИЮ У СЕБЯ В ГОЛОВЕ ТОГО ИЛИ ИНОГО ОБРАЗА. Иными словами, предложить ему интеграцию с системой тем способом, который будет естественным и правильным для него самого. Это беспроигрышно — и, что гораздо важнее, это БЕЗОПАСНО…