Голос — это инструмент самопознания человека,
воспринимающего и преобразующего мир
по законам красоты и гармонии.

В. В. Емельянов.

Кому из нас не хотелось испытать в своей жизни не сказочную, а настоящую, реальную магию? Научиться воздействовать на пространство вокруг нас, на окружающих людей, на состояние собственного тела — причем не просто на нашу мышечную форму, но на глубинные физиологические процессы, которые не подконтрольны сознанию? Завести эдакую волшебную палочку, способную творить чудеса?..

Оказывается, такая волшебная палочка изначально, с рождения дана каждому из нас. И этот волшебный инструмент, позволяющий нам менять самих себя и окружающий мир — обычный человеческий голос.

В своей статье «Голос как инструмент эстетической антропологии» Виктор Вадимович Емельянов, автор Фонопедического метода развития голоса (далее — ФМРГ), приводит ряд определений голоса и пения, серди которых такие: «Голос есть личность», «Пение есть бытие», «Пение — чувство собственного существования», «Пение есть истина, изливаемая из сердца»… В подписях — великие имена: Р.-М. Рильке и О. Мандельштам, М-А. Стендаль и М. Мамардашвили. Даже не будучи профессиональными вокалистами, эти люди знали, как много человеку может дать владение собственным голосом…

Для того, чтобы понять истоки такой власти и значимости голоса, как в буквальном смысле слова инструмента осуществления магии, нужно вернуться назад. Назад — против направления развития цивилизации, и даже назад — к до-человеческому, к осознанию эволюционно-древних механизмов, которые, несмотря на то, что все меньше и меньше понимаются нами, современными строителями Европейской цивилизации, при этом не перестают влиять на нас так же, как и тысячи лет назад…

Вдумаемся. Ведь голос высших животных — уникальный слепок индивидуальности его обладателя, показывающий его ресурсный и энергетический потенциал. Лось трубит, объявляя, что он находится в состоянии брачного гона, вызывает на бой соперника; вожак волков воет, созывая стаю; голос предшествует осуществлению действия, и в нем самом УЖЕ заключена информация, безо всякого включения второй сигнальной системы… Эта информация передается мощнейшим энергетическим импульсом, создавая звуковую волну, которая может быть слышимой на километры вокруг, звуковые вибрации, которые заставляют случайно услышавшего их человека дрожать от страха — или заходиться в эйфории, будучи захваченным жизненной силой, радостью, утверждением своего права на то, чтобы быть, отраженными в этом звуке…

Если взглянуть на историю развития цивилизации, то не станет откровением утверждение о том, что в какой-то момент развитие европейской цивилизации пошло по своему, совершенно отличному от остальных пути. Цивилизации Африки, Австралии и Океании нашли свой путь в принципе сохранения, потрясающего консерватизма, который позволяет многим народам означенных частей земного шара до сих пор демонстрировать прямую, непрерывную связь с землей, с телом, с жизненной силой. По сути, они продолжают следовать ЭВОЛЮЦИОННОМУ пути развития, и все заметные изменения являются следствием привнесенного извне — и в любую минуту могут откатиться назад, как показывают страшные события текущего века — например, реальные факты трагедии гибели Нового Орлеана от рук в считанные дни вернувшегося в свое изначальное состояние черного населения. Азиатские цивилизации, приняв философию буддизма, нашли свой путь — путь равновесия телесного и духовного, путь гармоничного прорастания и развития, путь неторопливости постижения. И только европейская цивилизация пошла путем РЕВОЛЮЦИОННОГО развития, который и породил наш сегодняшний, технократический и техногенный мир, мир, разрываемый противоречиями, все больше увлекающий нас в бездну шизофренического существования, где работа не приносит радости, понятие «свое дело» давно забыто, а дом, семья, друзья и отдых — это «четыре большие разницы»…

(*) Лирическое отступление и ЛИЧНОЕ дополнение от автора статьи: и вообще — «твое дело и ты сам — это не одно и то же», как говорит главный герой культового американского фильма «Бойцовский клуб», на мой взгляд, прекрасно отражающего все то в современной идеологии, порожденной потребительским обществом и активно навязываемой обычному человеку, что делает невозможным не только его счастливое, но даже и попросту эффективное и целесообразное существование в этом мире. (*)

Все эти проблемы современной цивилизации в том числе отражаются и в нашем неумении грамотно работать с голосом, в том, что мы все чаще забываем об изначальной, базовой информационной функции голоса, все больше навязывая ему роль простого носителя символьной информации. Иначе говоря, забиваем гвозди микроскопом и все меньше и меньше пользуемся им по назначению…

Если в так называемых примитивных или архаических племенах изначальная функция голоса реализуется наравне с его функцией носителя символьной информации, если аборигены Австралии и Африки обладают удивительно развитой системой «певучих» тонов в речи, где значение имеет в том числе звуковысотность, где сохраняются в своем изначальном виде натуральные голосовые сигналы доречевой коммуникации (ГСДК) — крик, стон, вой, визг, рычание; если северные народности до сих пор владеют искусством обертонового пения, используемого и в качестве механизма излечения звуком и гармонизации внутреннего пространства, и как способ непосредственного взаимодействия с богами; если азиатская цивилизация нашла свой способ использования изначальных свойств голоса, выражаемый, например, в феномене буддийских мантр; если ранние, «золотые» века европейской традиции, времена, закончившиеся с бунтом кшатриев и уходом истинных королей, времена кельтских друидов и скандинавских викингов держали динамическое равновесие между работой разума и работой подсознательного, магией «внутреннего ощущения» и магией чисел и математических построений, то с падением традиционной культуры мы начали семимильными шагами отрываться от земли, от естественности и от корней. Феномен европейской академической вокальной музыки в этой связи являет собой удивительное подтверждение высказанному суждению: нужно было удержать исконный, природный, генетически укоренённый, эволюционно-древний подход к использованию голоса любыми способами, и так появилось целое направление человеческой деятельности, культуры, обогатившее нас огромным количеством великих произведений искусства и удержавшее в европейской цивилизации древний способ использования голоса еще как минимум на 400 лет…

Чем является феномен академического пения на уровне физиологии, биологии, биоакустики, в контексте понимания эволюционно-древних механизмов, понятия его ИСТИННОЙ, изначальной функции? Ни чем иным, как голосовыми сигналами доречевой коммуникации, обработанными эстетически и в высшем своем проявлении — достигающие прекрасной формы, формы искусства. Плюс — несколько продлённые во времени, хотя, надо сказать, хороший «концерт» волчьей стаи в полнолуние вполне сопоставим по времени и энергетике как минимум с одним отделением выступления академического хора в зале филармонии…

В. В. Емельянов в своей статье о «природной постановке голоса» так говорит о редких в наше время феноменальных вокалистах, у которых голосовой аппарат предназначен для настоящего, с большой буквы ОПЕРНОГО ПЕНИЯ изначально, с рождения: «Вероятно, включение эволюционно древних механизмов формирования звука у носителей Голоса (так Емельянов называет большие оперные голоса — „Голос“ с большой буквы — М. П.) воздействует на двигательные стереотипы речевой артикуляции, приспосабливая, оптимизируя, подчиняя эволюционно молодые речевые механизмы более древним. В результате, образно говоря, голосовой аппарат превращается в музыкальный инструмент, на звучание которого „накладывается“ артикуляция гласных и произнесение согласных. В пении доминирует передача экстралингвистической информации, подчиняя себе лингвистическую. . Слово становится эмоционально окрашенным несравненно более ярко, чем в речи».

Иными словами, ЭТАЛОНННЫЙ академический певец — это человек, использующий свой голосовой аппарат таким же образом, каким он использовался до появления второй сигнальной системы, таким же образом, который необходим для издания голосовых сигналов доречевой коммуникации. Истинный оперный певец поет так, как воет волк и кричит лось. И голос для него становится источником радости, гармонии и выражения себя, а для окружающих — потрясающим напоминанием о том, что мы все еще живы, торжествующим кличем, пробуждающим нашу собственную глубинную природу, песней торжествующего бытия.

Лирическое отступление и ЛИЧНОЕ дополнение от автора статьи: европейское академическое пение как последний «заповедник» для ГСДК в мире, стремительно удаляющемся от своего естественного способа существования — как вам такой образ?

И этот «заповедник» в полной мере выполнял свои функции, не давая нам утратить связь с вокальной традицией, с биологически целесообразным звучанием голоса, апеллирующим к его эволюционно-древним функциям.

Пока не пришло новое время появления электроусилительной аппаратуры,

принесшее с собой по нарастающей — рок, метал, хип-хоп и трип-хоп, нойз и вовсе уже неподдающиеся описанию направления музыкальной культуры, главным смыслом которых стал эпатаж, задействование при помощи электроники мощных низкочастотных и инфразвуковых вибраций, активизирующих центры, отвечающие за чувство страха — увы, современным людям так не хватает экстремальных эмоций; и главное — принцип использования голоса в первую очередь как носителя символьной информации — то есть смыслового текста — не более того…

И что мы в итоге имеем в современном мире, в мире, где люди в массе своей разучились ПОЛЬЗОВАТЬСЯ своим голосом по назначению, естественно, сильно и гармонично — и ВОСПРИНИМАТЬ такой голос другого человека с удовольствием, входя в резонанс с его живым, биологически здоровым наполнением? Где девушки с чудесными природными голосовыми данными, но без малейшего понятия о том, что с ними делать, смущаются того, что они «пищат», а молодые юноши, морщась, просят немедленно выключить «этот визг», услышав, скажем, исполнение арии «Царицы ночи» из оперы Моцарта «Волшебная флейта» с предельно высокими тонами?

Мировые войны, атомное оружие, гибель экологии, уничтожение миллионов, глобализацию и потребление, потерю смыслов и ценностей и всеобщее сумасшествие…

Наши отношения с голосом — увы, зеркало того, что происходит сегодня в нашем мире…

Но, однако, снизим градус пафоса, забудем о тяжелых реалиях сегодняшнего дня, оставим на время в стороне выдающихся обладателях ГОЛОСА, истинных Певцов рода человеческого. Для начала можно даже оставить в стороне историческое и культурное значение голоса и пения, забыть на время тот очевидный факт, что определенные певческие и голосовые элементы были и являются необходимой составляющей каждого мало-мальски серьезного обрядового действа: от камлания шаманов до богослужения христианского духовенства. Просто ответим на вопрос: а какие вообще у нас есть способы непосредственного получения информации о собственном теле и состоянии и воздействия на эти состояния? Работа всех наших пяти органов чувств направлена вовне и фиксирует воздействия на нас окружающего мира. Те немногие ощущения, которые доступны нам из нашего внутреннего пространства (например, ощущение повышенного давления в полостях тела — барорецепция) — мало о чем нам говорят и дают расплывчатую информацию… Голос — единственный инструмент, позволяющий чутко диагностировать наше внутреннее состояние, причем как физиологическое, так и эмоциональное. Хороший вокальный педагог по тому, как издает звуки певец (причем именно «издает звуки», а не поет, для этого не нужна эстетика вокального исполнительства), может определить не только то, что человек в эту ночь спал меньше своей положенной нормы, но и то, что у него в течение дня были серьезные стрессы на работе.

Точно так же голос воздействует на наш организм в обратную сторону. По сути, голос, создавая внутри нас звуковые колебания, дает нам наиболее близкий доступ к тому, что мы можем назвать собственной энергией. При правильном издании звуков, соответствующем биологически исходному, тому, которым пользуются животные в стрессовых ситуациях, мы можем гармонизировать внутреннее энергетическое состояние своего организма, воздействуя на все наши энергетические тела. Недаром существует столько методик и практик работы с телом и его отдельными органами с использованием звука, недаром буддистские и индуистские техники достижения медитации обязательно включают в себя голосовую компоненту. И недаром даже не самые выдающиеся академические певцы, использующие ту же технику голосообразования, что и животные с их голосовыми сигналами доречевой коммуникации, просто добавляющие к ней эстетическую обработку, живут до 80 и 90 лет и не испытывают крупных проблем со здоровьем — феномен, достаточно редкий для современных обитателей мегаполисов…

В заключение хочется сказать только одно. Нам, преподавателям Клуба, без преувеличений — фанатикам голосового развития и голоса как такового, хочется сказать современному взбесившемуся от внутренней дисгармонии миру: пойте! А не умеете петь — ну хотя бы просто ЗВУЧИТЕ, и звучите правильно. И рано или поздно вы найдете гармонию даже в том негармоничном мире, в котором нам суждено было родиться…

М. Грашина